Уважаемые родители! Детки 2-3 лет – личности уже более зрелые и понятные.
Благодаря своим бесконечным наблюдениям они познакомились и освоились во внешнем мире, разработали свой тип взаимоотношений со взрослыми. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребёнка. Этот возрастной период ещё относится к раннему детству, но считать ребёнка беспомощным малышом уже не стоит. Он очень многое может, круг его интересов расширяется, поэтому от вас требуется ещё больше терпения и внимания, чтобы помочь ему во всем разобраться. В этом возрасте вашему ребёнку важно:
• Много двигаться, потому что через движение он развивает и
познает своё тело, а также осваивает окружающее
пространство.
• Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими
предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей
напрямую связано с развитием мозга и речи.
• Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и
в развитии контакта ребёнка с миром, и в развитии его
мышления. У ребёнка в этом возрасте быстро
растёт словарный запас, причем количество произносимых
слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
• Играть, поскольку именно в игре начинают активно
развиваться важные психические функции: восприятие,
воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает
окружающий мир, познаёт законы взаимодействия.
• Продолжать выстраивать отношения со взрослыми.
Ребёнок в этом возрасте очень зависим от родителей,
эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждёт от взрослого
непосредственного участия во всех его делах и совместного
решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник
пока ещё не представляет для ребёнка особого интереса, дети
играют «рядом, но не вместе».
• Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-
то не получается, поскольку ребёнок в 2—3 года может
реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться,
плакать, ругаться, бросать вещи.
• Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать.
Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте
отсутствует соподчинение мотивов и ребёнку трудно принять
решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и
сразу.
• То, что происходит прямо сейчас. Ребёнок эмоционально
реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он
не способен огорчаться из-за того, что в будущем его
ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему
еще не скоро подарят.
Вам как его родителям важно:
• Понимать, что энергичный и активный ребёнок — это
естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам
нужно быть готовыми к этому и по возможности
организовывать безопасное пространство, в котором малыш
мог беспрепятственно использовать свою энергию для
подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы
иногда будете его партнёром по игре.
• Предоставить ребёнку возможность играть с мелким
материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора,
камушками, шишками, и другими различными по ощущениям
предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
• Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки,
обсуждать то, что он видел или в чём принимал участие.
Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми
или взрослыми, поскольку ребёнок вынужден старательнее
произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
• Предоставлять возможности для самых разных игр, в
основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы
один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая
начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе
игры малыш чаще всего нуждается в компании мамы или
любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и
доброжелательное сотрудничество.
• Относиться к ребёнку спокойно и дружелюбно. По
возможности понимать его эмоциональное состояние и
насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребёнок не
всегда способен их четко сформулировать и заявить.
• Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно
лишать малыша возможности открытия нового и интересного.
Ваша родительская тревога не должна замещать возможности
развития для вашего ребёнка, которое происходит в этом
возрасте через восприятие, а значит, через постоянное
исследование нового.
• Понимать, что у маленького ребёнка совершенно другое
восприятие времени. Для него существует только настоящее.
И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему
им совершенно не воспринимаются.
• Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным
вспышкам ребёнка в случае возникновения трудностей. Злость
или слёзы, когда у ребёнка не получается какая-то сложная
для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень
силен, его можно проигнорировать, в случае сильного
расстройства ребёнка следует утешить или переключить его
внимание.
Любите и уважайте своих детей! Дарите детям радость, и они
будут радовать Вас!